Даже самый совершенный велосипед не защищен от поломок. Кроме того, байк периодически нуждается в регулировке. А уж от прокола шины вообще никто не застрахован!
Удобно всегда иметь при себе небольшой дорожный набор: шестигранные ключи и отвертки, монтажки для колес, запасную камеру, заплатки, насос. Иногда берут с собой выжимку для цепи и некоторые другие инструменты. Ключи шестигранники (mutlitool)- главное орудие для регулировки байка. Если надо отрегулировать тормоза, седло, затянуть рулевую колонку и т.д., пользуются именно ими. Требование одно - надежность. Сорванный в дороге ключ будет весьма неприятным сюрпризом. Часто в продаже можно встретить набор шестигранников в виде перочинного ножа. Там же вы найдете шлицевую и крестовую отвертки. Стоимость ключей составляет $5-25, и не имеет смысла экономить - дешевые шестигранники срываются на раз.
Для экономии веса можно взять рассыпной набор ключей и возить с собой самые необходимые.
Одна из частых неприятностей в дороге - прокол колеса. Вообще колеса спускаются из-за двух видов воздействия - внешнего и внутреннего. В первом случае шину протыкает снаружи гвоздь или стекло, во втором, при наезде на твердое препятствие (особенно с острой гранью - например, дорожный бордюр) обод пробивает камеру изнутри.
Уберечься от пробоя камеры еще проще - хорошенько накачай шины. Ехать станет жестче, но легче. При наезде на бордюр или ступеньки полезно сбавить скорость, выдернуть руль верх, а затем перенести на переднее колесо большую часть веса тела и забросить заднее.
Есть и более продвинутые методики, но для начала и это хорошо.
Если прокол все-таки произошел, не отчаивайся. Замена шины займет 5-15 минут. Сначала сними колесо. Монтажек в комплекте три штуки. Воткни две из них между ободом и покрышкой в 15-20 см друг от друга. Работая монтажками как рычагами, вытащи борт шины наружу. В зависимости от шины и обода тут может потребоваться и третья. Разбортируй шину по всему периметру и вытащи камеру. Обязательно надо найти место прокола и проверить, не остался ли острый предмет торчать в покрышке.
Камеру, пробитую ободом, можно опознать по двум дыркам. Вставь запаску и забортуй шину с помощью монтажек. Проследи, чтобы камера не попала в зазор между ободом и покрышкой.
Теперь можно установить колесо на байк и накачать.
Третья проблема может быть связана со стандартом ниппеля камеры. Существует два основных вида - автомобильный ниппель и велосипедный (presto valve). Автомобильный шире, и не подходит для большинства дорогих ободов. Зато в дороге насос к нему искать долго не придется.
Теперь о вашем дорожном велонасосе. Разумеется, он должен соответствовать тому типу камер, которым вы пользуетесь. Обычно современные велонасосы делаются универсальными. Моделей море ($5-50). Отличаются велонасосы друг от друга незначительно.
Во-первых, материалом. Есть велонасосы пластмассовые и металлические (алюминиевые). Вторые надежнее, но тяжелее.
Во-вторых, есть модели с манометром. Приятный пустячок, но нужен только отпетым педантам. Также есть электронный велонасос - он оснащен жидкокристаллическим дисплеем и начинает пищать, когда вы накачали колесо до предварительно заданного давления.
В-третьих, велосипедный насос может быть односторонним и двухсторонним. Во втором случае воздух поступает в шину как при сжатии насоса, так и при растяжении. В-четвертых, велонасосы бывают телескопические, чтобы за один цикл закачивать больше воздуха.
К разряду экзотических можно отнести вело-насосы с баллончиками с углекислотой (похожими на сифонные). Они самые компактные и накачивают шину практически мгновенно, но использовать их без баллончиков нельзя. Выбор за вами.